←Вернуться к стандартному видуПечать→

Ко Дню подводного флота России

            19 марта 2020г. исполняется 114 лет подводному флоту России. Согласно Указу Императора России Николая 2 от 19.03.1906г. подводные лодки включены в состав боевых кораблей России. Сормовскими корабелами внесен большой вклад в развитие подводного флота России. Их субмарины всегда ценились нашими военными моряками за надежность и прочность.

Вспомним былые достижения Сормовских кораблестроителей и проектантов из ЦКБ «Лазурит». Легендарный конструктор ЦКБ «Лазурит», Герой России, Почетный гражданин г. Нижний Новгород, Николай Иосифович Кваша, Герой России, главный конструктор атомных подводных лодок третьего поколения проекта 945 типа «Барракуда», родился: 8 декабря 1928 г., скончался 4 ноября 2007 г., проживал в доме № 178 по ул. Коминтерна, г. Н.Новгорода, где ему установлена памятная доска. Под его руководством ЦКБ «Лазурит» были спроектированы титановые субмарины проектов 945 «Баракуда» и 945А «Кондор» со следующими усредненными по проектам тактико-техническими данными:

-скорость надводная до 19 узлов;

-скорость подводная 35 узлов;

-рабочая глубина погружения до 500м;

-максимальная глубина погружения до 600м;

-автономность плавания до 100 суток. 

Данные проекты субмарин строились на заводе «Красное Сормово» в период с 1975г. по 1986г.. Из Интернета мне удалось скачать несколько фото этих проектов субмарин, стоящих у причала и вместе. Одна из них «Кострома» проекта 945, а вторая «Нижний Новгород», проекта 945А. Меня заинтересовал знак на рубке «Костромы» - звездочка, в которой цифра «1», хотя обычно на этом месте обозначают герб города, в честь которого названа подводная лодка. Стал искать в Итернете и получил следующую информацию: «Очень опасное событие произошло одиннадцатого февраля 1992 г. в Баренцевом море – атомная подводная лодка (АПЛ) «Кострома» наших ВМФ столкнулась с атомной субмариной США «SSN-689 Baton Rouge», имевшей на вооружении торпеды с ядерной начинкой и ракеты, которая  околачивались недалеко от нашей морской границы. Как предполагают военные эксперты им было дано задание снять с нашей подлодки шумовой отпечаток, чтобы в дальнейшем опознавать их в морях и океанах. Ничего лучшего американцы не придумали, как настырно пойти на сближение с «Костромой», которая в это время, согласно планам своих действий, всплывала с целью выхода на сеанс радиосвязи. Притом менялись скорость движения и глубина подлодки. В какой-то момент американцы потеряли контроль за нашей АПЛ, занервничали сильно ошиблись в координатах «Костромы», оказались над ней в момент всплытия последней. «Кострома» достаточно мощно протаранила «американца», повредив ограждение рубки в носовой части с левого борта». У «Костромы» было смято ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал куда больше. После столкновения на «Батон-Руж» начался пожар, лодка едва смогла добраться до базы. Повреждения были настолько тяжелы, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Все-таки хорошая вещь титановый корпус!»

Значит «Кострома» единственная АПЛ, имеющая такой боевой знак о потоплении корабля противника!

Воистину, сормовичи-кораблестроители могут гордиться своими изделиями, и я верю в их потенциал. С Праздником Сормовские корабелы!

Касторский М.В.

Фото из Интернета.

1

2

3

4